Серж (serge_elephant) wrote,
Серж
serge_elephant

Впечатления о недавней поездке в Грузию и в соседние регионы

Недавно вернулся из 22-дневной (!) поездки в Грузию. Далее мои впечатления от этого занимательного путешествия.

Третья поездка в Грузию была запланирована уже давно, всё было забронировано и куплено, и поэтому после известных событий пришлось уже довольно сложный маршрут переделывать в ещё более сложный. Билеты авиакомпаний, которым запретили напрямую лететь в Грузию были сданы а взамен куплены другие. Тут спрашивали про логистику - сейчас подробно про неё и расскажу.

Сначала был перелёт Москва - Стамбул классными "Турецкими авиалиниями" с длинной пересадкой. Так что я успел на автобусе доехать от нового стамбульского аэропорта в Стамбул, пройтись по многолюдной улице Истикляль, зайти в кварталы Каракёй и Султанахмет. Потом был перелёт в Батуми теми же "Турецкими авиалиниями". Во время недельного проживания в Батуми были поездки в Махунцети и в Ботанический Сад. Затем был переезд на маршрутке (!) в Боржоми (391 рубль, 5 часов 34 минуты!). Оттуда в один из дней была поездка на узкоколейке в Бакуриани. Дальше конечно напишу подробности про все разъезды. Затем был переезд на маршрутке в Тбилиси (161 рубль, 2 часа) и неделя в этом замечательном городе (с заездом в Гудаури и к Тбилисскому морю). Далее был самый сложный сегмент, так как до запретов полётов у меня был запланирован перелёт в Сочи и замена была весьма проблематичной. Но выход нашёлся - как я не зарекался больше не ездить по горным дорогам Армении - пришлось это снова сделать. От Тбилиси до аэропорта Еревана поехал на такси (6900 рублей, 6 часов 49 минут!) На 10 минут остановился в Дилижане. Потом "Уральскими авиалиниями" перелетел в Адлер и оттуда на такси (1500 рублей) приехал в горнолыжный курорт Роза Хутор, где замечательно провёл ещё три дня с одной поездкой на адлерское побережье. Затем авиакомпанией "Utair" вылетел в Москву. Сложно, но довольно интересно. )

Сразу скажу про т.н. митинги. Отношение к русскоязычным туристам вообще не поменялось! Таких душевных и отзывчивых людей я вообще нигде больше не встречал. Много говорил с таксистами и с другими людьми. У всех разное (часто противоположное) отношение к текущей власти и к Мише (Саакашвили), но все сходятся в одном - в положительном отношении к россиянам. Я в Грузии уже в третий раз, так что думаю я не ошибаюсь. ) В Тбилиси пару раз специально подошёл к Парламенту на проспекте Руставели, где проходили митинги - в первый раз стояло два-три (буквально) протестующих а вокруг пять фото-видеорепортёров их снимали. А второй раз один чел там поставил палатку и стал там жить. Рядом ходят туристы и течёт обычная жизнь. Об июньских событиях напоминают разные плакатики и листовки.

Стамбул. В Стамбуле я уже второй раз, люблю этот город, всё никак не удаётся тут пожить подольше. В прошлый раз в 2017 году был тут три дня, надо было сократить скучную Черногорию и сразу лететь сюда. ) Аэропорт Ататюрка закрыли и я прибыл в новый оооогромный аэропорт к северу-западу от города. Ехать до города гораздо дольше. Приехал на автобусе прямо на площадь Таксим и прошёлся по всей улице Истикляль, на которой было огромное количество народа! Покушал в кафешке у Галатской башни, потом погулял в любимом квартальчике Каракёй и по мосту перешёл в Султанахмет, где вечером посидел в кафе на крыше многоэтажки с видом на главную мечеть. В этот раз заметил что во многих кафе вообще нет алкоголя. А русский язык у официантов всё ещё в ходу.

Батуми. Впервые побывал в малюсеньком аэропорту Батуми. Был в городе только один раз в 2015 году, тогда было не только жарко, но и влажно. В этот раз было более терпимо. ) Правда иногда шли дожди. Говорят аномалия. Максимум было +25, что нетипично для курорта. Также впервые решил опробовать введённую в прошлом году систему местного общественного транспорта - приобрёл в туристическом центре карту, по которой можно ездить в автобусах. Водители наличные не берут, а по карте проезд стоит всего 7 рублей!. Но в маршрутках карту не принимают.

Русские туристы присутствуют. Хотя на пляжах народа мало, но видимо из-за непогоды. Вот что очень заметно - это большое количество туристов из Саудовской Аравии - у женщин в чёрных одеждах видны только глаза. За время моего отсутствия построили несколько новых забавных небоскрёбов и строят ещё, много стройплощадок. По городу гулял везде и даже стало скучно. ) Нашёл все намеченные локации со стрит-артом. Вообще город мне понравился больше чем в 2015 году. И конечно он намного интереснее, чем посещённый позже курортный Адлер. Забрался на башню "Алфавит" (230 рублей), посидел там в кафешке, виды на город интересные, но всё портят затемнённые и грязные окна.

Из Батуми ездил в Ботанический сад, где я в 2015 году не был. Виды на море с высот сада чудесные! Также хорош дальний вид небоскрёбного Батуми (8 км). Вход в сад - 345 рублей. Также на маршрутке за 69 рублей (в одну сторону, час езды) ездил в горы в село Махунцети, где осмотрел древний арочный "мост Тамары" и местный водопад. А ещё я там поел самый вкусный куриный шашлык, который я ел за последние годы! Ещё покатался на неудобном прокатном велосипеде по набережной Батуми аж до аэропорта (120 рублей в час, никаких документов не просят). Город покрыт велодорожками и существует официальный прокат по типу московского, но я им не воспользовался. Город, в отличии от Тбилиси, плоский. Ещё решил из Батуми прокатиться на электричке до Поти, но оказалось что туда вообще они не ходят, так что испробовать этот грузинский вид транспорта мне так и не довелось.

Боржоми. Я здесь уже третий раз. Самое интересное в городе это местный парк, больше тут особо делать нечего и я поехал в Бакуриани. Только не на маршрутке как в прошлом году, а на наконец то работающем древнем узкоколейном поезде под названием "Кукушка". Это довольно забавный аттракцион с красивыми видами из окна. Но идет это чудо со скоростью 15 километров в час и едет до пункта назначения 2,5 часа! Стоимость - 46 рублей. Тогда как обратно я ехал на маршрутке всего полчаса! (расстояние по трассе - 27 километров). Тем кто едет впервые - обязательно, но второй раз я бы на этом тихоходе не поехал бы и в конце второго часа всё это уже надоело. ) Но самое-самое интересное было потом - от центра Бакуриани я поехал на такси к горнолыжному подъёмнику, который за минут 10 (цена 161 рубль) довёз меня до высоты 2200 и там был жутко атмосферный туман! Я такого никогда в своей жизни не видел! Ничего не видно уже в 30-40 метрах, и в этом тумане вымокаешь минут за 5. Очень необычно! Я даже рад что там было такое и не было видно никаких окрестных гор - само по себе это супер! Похожее было и в Роза Хутор, но без вымокания.

Тбилиси. Это мой любимый грузинский город. За неделю много где побывал. Пару раз зашёл в арт-кластер "Fabrika", где пофотал стрит-арт. Побывал во всех достопримечательностях. И я снова не увидел Казбек с Нарикалы!... Потом сделаю подробный пост на эту тему. Впервые ездил к Тбилисскому морю - это такое водохранилище где отдыхают местные. Там же на холме расположен монумент Зураба Церетели "История Грузии". Купил автобусную карту, только тут проезд стоит не 7 рублей как в Батуми, а 12. ) Автомат для пополнения расположен практически на каждой остановке. Побывал в парке где есть неработающая детская железная дорога 1935 года, посмотрел на стадион "Динамо" и нашёл в районе Дидубе вкуснейшее кафе для местных, где ел аж три раза! Там проходили застолья и очень красиво пели песни. )

Съездил из Тбилиси в высокогорный Гудаури по Военно-грузинской дороге (2 часа езды). Там за 690 рублей прокатился на длиннющем (ехать точно больше получаса!) подъёмнике из четырёх отрезков (надо пересаживаться). И в итоге поставил свой личный рекорд высоты - 2953 метра!!! Наверху жуткий холод (я был во всём летнем) - градусов 10 наверное. В ямочках лежал снег! Виды - потрясающие!! Также на военно-грузинской дороге на высоте 2265 сфотал самые высокие граффити. ) (Атомс, Sneksy и Костя Август). А на высоте 2700 из подъёмника я видел самые высокие граффити от Koska, которые я не снял. ) Подъёмник идёт через перевал опять вниз к другому участку военно-грузинской дороги, так что в Гудаури я не вернулся и быстро доехал до Тбилиси на попутной машине за 1150 рублей. Дороги в стране хорошие.

Потом настал день поездки на машине из Тбилиси до Еревана. В этот раз я не заказывал авто через систему Kiwie, а просто пошёл к метро Авлабари и договорился с таксистом-армянином (но он гражданин Грузии) чтобы он подъехал к подъезду к 7 утра и почти за 7 часов доехал до аэропорта Еревана. В самом городе даже не останавливался, сделал только остановку на 10 минут в Дилижане, где сфотался с героями фильма "Мимино". Ну и на границе конечно остановились. Дороги в Армении гораздо хуже грузинских. В этот раз Арарат был виден из Еревана довольно странным образом - была видна только его снежная шапка! А тело горы сливалось с небом - выглядело фантастически, жаль не сфотал. А в 2017 году он был виден отлично! Читал что иногда его вообще не видно. Так что мне повезло. Жаль так с Казбеком не повезло.

Перелетел в Адлер, доехал до Розы Хутор. Там жил три дня, в один из которых выезжал к побережью. Выводы такие - курортная часть Адлера мне совершенно не понравилсь! Какой-то город из 90-х с плакатами комиков из "Аншлага", зовущих на концерт. Но деньги, вложенные в город для Олимпиады, чувствуются - дорожные развязки, вокзал и всякая другая инфраструктура. Сходил в Олимпийский парк, где расположен стадион "Фишт", штуковина, откуда горел огонь и другие олимпийские объекты.  Но сам Парк не произвёл большого впечатления, всё огорожено какими-то заборами. Вот что меня впечатлило так это Роза Хутор и дорога к этому горному курорту! Множество мостов и туннелей! Огромные деньги. Ну а само поселение из гостиниц Роза Хутор это великолепное место, построенное с нуля. Что-то вроде очень богатых Карловых Вар. Там есть всё для жизни. Даже концертный зал. И никаких афиш "Аншлагов", только модные группы. И публика очень отличается от адлерской! И главное - там огромное количество подъёмников! Я катался на тех, которые принадлежали к Розе Хутор - их штук 8, а есть ещё и другие. Билет на розахуторовские подъёмники стоит 1990 на день (туда ещё включён обед в столовой типа Му-Му на высоте 1170 метров), максимальная доступная высота - 2360 метров ("Роза Пик"), там тоже был туман но без дождя как в Бакуриани. Виды очень красивые, на некоторых подъёмниках ехать больше 20 минут! Короче от местных гор получил отличные впечатления! А цены в Роза Хутор довольно высокие, как в Москве, что после Грузии было заметным шоком. Также было тяжело отвыкать от грузинского гостеприимства, народ у нас более мрачный и неразговорчивый. )

На очередном подъёмнике доехал до Олимпийской деревни на высоте 1100 метров, где жили спортсмены. Там до сих пор на домах висят флаги всех государств. Там же зашёл в местный "Flacon1170", открытый по франшизе, мне там показалось скучновато.

Это было очень интересное и насыщенное путешествие! Буду постепенно выкладывать фоточки. В качестве заглавной - фоточка из окрестностей Гудаури (высота 2265 метров), где я довольно долго наблюдал за запуском парапланеристов. Было красиво.